Заметки, потому что в тырнете (и в частности на тойота клаб, который в момент написания статьи лежит, позже здесь появится ссылка на статью) масса исчерпывающего материала по ремонту 4А, двигатель то весьма распостранён. Поэтому здесь будут отмечены только некоторые моменты, показавшиеся мну важными или интересными, дублировать мурзилку или пересказывать чьи то чужие отчёты не вижу смысла. В первую очередь ориентируюсь на таких же чайников как я сам, это мой первый опыт такого рода ремонта...
Всего было закуплено:Toyota 90311-32020 Сальник масляного насоса 145,03
Toyota 90311-35040 Сальник распредвала передний 186,14
Nipparts J1 222 054 Прокладка клапанной крышки 212,37
Toyota 11115-16150 Прокладка ГБЦ 789,28
Toyota 11193-15010 Прокладка свечного колодца (4 по 163,29) 653,16
Toyota 12204-15050 Клапан вентиляционнный 232,99
Toyota 90480-18001 Кольцо уплотнительное клапана картерных газов 86,72
Toyota 13011-16300 Кольца поршневые STD, комплект на двигатель 1 480,72
Toyota 17171-15030 Прокладка впускного коллектора 185,87
Toyota 17173-15040 Прокладка выпускного коллектора 893,34
Toyota 90210-06010 Шайба крышки клапанной (4 по 18,65) 74,60
Toyota 90913-02089 Колпачок маслосъемный выпускного клапана (8 по 64,46) 515,68
Toyota 90913-02090 Колпачок маслосъёмный, впускной (8 по 64,46) 515,68
Autowelt VE-34016 Клапан выпускной (8 по 183,97) 1 471,76
Toyota 16110-09021 Насос водяной 2 002,04
Итого: 9445.38 руб.
Ролик Койо и ремень гайтс были куплены ранее
Регулировочные шайбы 130-200 руб.
Необходимый инструмент (помимо стандартного набора):- Динамометрический ключ. Диапазон от
29(болты крепящие головку)
до 118(Шкив Коленвала)
Н*м. Лучше что б еще и 14 Н*м, - для шатунов...
- Оправка для колец.
- Две
12-ти лучевые головки под 1/2 дюймовый вороток: 10мм (для 10 болтов головки) и 14мм (для шатунов). Соответственно если не надо снимать поршни, то 14мм не нужна , если не надо снимать головку, то 10мм не нужна. Кстати, 10мм головкой оказалось очень удобно насаживать сальники клапанов
- Если меняете МСК без снятия головы, то потребуется рассухариватель. От 16-ти клапанного таза подходит не на 100%, берите тот, который цепляется за... хм... как бы написать... вот на чё клапанная крышка прикручивается (4 шпильки) - вот эта хрень ввинчивается вместо болтов, крепящих подшипники распредвалов, рядом с рассухариваемым клапаном и за неё цепляеццо собственно сам рассухариватель. Рассухариватель, который прикручивается вместо подшипников распредвалов... прикрутить не удасться
помешают свечные колодцы (это я узнал выкинув 550 руб на ветер
). Если планируется снимать голову, то можно и не нужно... я отлично рассухаривал и засухаривал плоскогубцами. Почему плосками не рассухарить на машине? - если залесть на неё и лечь пузом, то можно... очень большое усилие, а рассухариватель даёт необходимый рычаг.
- Небольшую трубу, полметра хватит, что бы одевать на вороток и срывать гайки с болтами, не смейтесь... когда руки начнут отваливаться, вот тогда и вспомните
- Кучу тряпок... нет, КУЧУ тряпок
Полезная химия:Потребуется порядка 5 литров соляры/бензина/любого растворителя, флакона 3 карбклинера (Абро мне понравилсо, правда я выдул 5 флаконов). 0,5 литра керосина(для притирки клапанов). Постарайтесь найти средство
ПроФоам1000(ProFoam1000) корейского производства(у нас стоит 140-200 руб), оно супер эффективно съедает нагар... везде кроме выпускных каналов головы, единственный недостаток-оно органическими растворителями не растворяется и не смывается, поэтому либо стирать тряпкой, либо выдувать карбклинером, перчатки рекомендованы, так как после высыхания, вся растворённая грязь въедается намертво. Например отмытый этим чудо-средством поршень:
Так как ф самый разгар работ смарт был благополучно утоплен в отработке (чем, сцук, удвоил стоимость ремонта
), то фоток немного, бо фотоаппарат я после этого инцедента застремался брать. Фото разного качества, поэтому сорри...
Итак... разборка... При разборке самое главное - ничего не сломать, не оторвать и не торопиться. Советую притащить картонку побольше, маркер и бумажный(малярный) скотч. Снятые запчасти раскладывать от самого дальнего конца картонки к ближнему, в порядке снятия, маркером подписывать ч0 это такое, Особенно болты и гайки! Если генератор не спутаешь ни с чем, то выбрать потом из кучи болтов нужный - проблематично. Скотч пригодится для наклейки ярлычков на разнообразные шланги и разъёмы, на скотче соответственно нужно пометить куда оно фтыкаеццо. Это что касается "обвеса двигателя", для примера фото, как это делал мну (на последнем фото видно приклеенные скотчем к пластику перед лобовым шланги и "ярлычки" на разъёмах для форсунок, они как кобры торчат над блоком
):
Дальше немного буду повторяться, но отметить важные моменты мну должен...
Разборка и снятие головыСтавим аффту на ручник и нейтраль, лезем в яму и головкой (можно ключ0м, усилие в принципе не большое) на 19 (или на 17, ч0т я запамятовал
) крутим коленвал по часовой стрелке, пока круглое отверстие в звёздочке ремня ГРМ выпускного распредвала не совпадёт с меткой на первом подшипнике оного распредвала, или проще - это отверстие будет строго над осью коленвала. В основном это для того, что бы записать/зарисовать/запомнить как оно всё выглядит в ВМТ 1-го цилиндра (Кстати, сейчас самый удачный момент, чтобы сорвать болт, держащий звёздочку ремня ГРМ на выпускном валу, если собираемся менять сальник, ставим на передчу и вперёд, если ремень не выдержит, то тока в тисках :( ). Снимаем ремень ГРМ для того что бы спокойно вертеть распреды. Смотрим где сквозное отверстие в шестерне впускного распреда и завинчиваем туда болтик(фиксируем взведённую шестерню). В мурзилке обозначено "примерное положение" метки на звёздочке выпускного распредвала, при котором удобно снять распредвал. Проблема в том, что неправильно сориентированный распред отстрелят клапанные пружины, что не совсем гуд, а у самого распреда кулачки устроены таким образом, что в любой момент хоть один из них давит на клапан (точнее пара на 2 клапана), поэтому выставив распред "по мурзилке" не поленитесь слегка покрутив вал найти какие кулачки как бы "находят" на клапана, а какие "сходят" с клапанов; и поймать такое положение, при котором 2 пары кулачков будут давить одинаково на клапана. После этого можно равномерно ослабить болты подшипников распредвалов и когда вал перестанет подниматься (в идеале около 5мм) снять их. Это касается обоих валов, только снимать их надо сначала впускной, потом выпускной, каждый по отдельности. Не нашёл меток на трамблёре, поэтому перед снятием зарисовал (а можно и сфотать) его положение при ВМТ, хотя поставить его можно всего в 2-х положениях: правильно и повёрнутым на 180 градусов.
Сами распреды, подшипники и болты можно свалить в кучу (на фото выше - это я переб3дел
), на подшипниках есть метки I - впусуные, E - выпускные и номер в порядке возрастания от первого цилиндра. валы тоже можно отличить друг от друга
Достаём стаканы с шайбами и раскладываем их по порядку, что бы не возникло необходимости регулировать клапаны. Можно откручивать головку... в мурзилке написано как, лучше перебз... но потратить лишние 2 минуты. Кстати труба, надетая на вороток поможет не усраться пытаясь сорвать болты плавно и без рывков
Не лишне будет еще раз посмотреть всё ли откручено от башки... Она не такая уж тяжёлая, одному можно кантовать без проблем. Лучше заранее заготовить кусок фанеры и укрыть его в несколько слоёв целофаном. Если будете мыть голову грязи будет очень много. Надеюсь вы увидите у себя не такой ахтунг... но я даже обрадовался... не зря всё зател.... а машина жрала немногим меньше литра на 1000 дето с зимы...
ПоршниСовет: пока не рассухарены клапана, можно залить в каналы какую-нить гадость, пусть отъедает
Снимаем маслозаборник и собсна можно приступать к снятию поршней
откручиваем сначала те, что стоят в НМТ (1/2 головки тупо не достанут до стоящих в ВМТ), проворачивем колен вал и снимаем вторую пару поршней. Шатун и соответствующую хрень, которой он прикручивается к коленвалу спутать нельзя, каждая пара накернена в месте стыка цифрой или буквой. А вот с какого цилиндра какой поршень - тут хз. Я снимал по одному, снял, отмыл, кольца поменял, поставил... следующий.
Важно! перед установкой хорошо смазать свежим маслом вкладыши и пару поршень-палец ну тут вроде больше ничего военного нет...
Забыл про поддон...
снять его мешает непонятное "корыто", которое крепится к блоку и к коробке, расположено над "лыжей", что бы его снять не обязательно поднимать двигатель или откручивать лыжу, выходит и так, но как в головоломке - в определённом положении; поперечные "ступеньки" в поддоне очень помогут. Только выхлопную трубу придётся опустить. Сам поддон лучше прикручивать отвёрткой под 1/4" головку... хрупкие там болтики
. После установки поддона на место сразу привинтите это "корыто", что бы не забыть как я и не откручивать выхлоп после сборки.
КлапанаРассухаривал и рассухаривал я, как выше уже писАл, с помощью плоскогубцев и магнитной отвёртки... геморно, но когда наловчился, то процесс пошёл... принцип описать трудно, пробуйте, тока смотрите что б сухари не улетели
Засухаривать вообще красота: "наживляем" сухарики, надавливаем на шайбу, когда сухарики опустятся ниже выточки в клапане, сжимаем их плоскогубцами, и медленно! отпускаем, садятся сразу, занимает секунд 10
Впускные клапана оказались... в идеале, реально будто новые. А вот выпускные.... решено было поменять. Вообще не понятно было ч0 на них сверху, нагар, окалина, почерневший металл... имелись раковины, и на всех .... как бы это сказать... вот он лупиццо о головку и в этом месте клапан как будто промят, а по краям типо бортика, на второй фото бортики выделены красным, а "вмятый" участок ж0лтым... если проследить взглядом вправо от отметок - игра свето-тени позволит понять о чём я
Муторный процесс притирки сильно ускорило вот такое нехитрое устройство: резиновая трубка, с болтом
абразив наносим, придавливаем устройством клапан и вжвжвжвж на малых, тока не забывая почаще "прихлопывать"
Идеально притёртый новый клапан, жаль что не в фокусе, но вроде видно всё что нужно:
В качестве абразива использовалась притирочная паста за 27 руб (в комплекте черновая и тонкая)... вместо шарошек использовались старые клапана и алмазная паста(от таза сами шарошки подходят, а вот ось не пролазит в наши втулки). Места соприкосновения с клапанами в головке были... немногим лучше клапанов на фото выше... Качество притирки проверяется очень просто: засухариваем, наливаем керосин во впускные, либо в выпускные каналы, курим
ну или кто чем себя займёт минут на 10. Де полилось - рассухариваем и повторяем притирку, и так до победного... я весь день этому процессу посвятил
Сборку потом как-нить напишу...